Статьи
Могут ли христиане практиковать йогу?
Не раз мне доводилось слышать разговоры на тему, стоит ли верующим заниматься йогой. Мне свойственно сомневаться, но я не считаю себя приверженцем той или иной религии. Однако думаю, что йогой можно заниматься независимо от вероисповедания. У меня не было возможности проконсультироваться по этому вопросу с представителем какой-либо конфессии, но, натолкнувшись на соответствующие статьи в интернете, я посчитала, что они интересны и позволяют каждому подумать над своим ответом на данный вопрос. Перевод статей я сделала для вашего удобства. И хотя речь в них идет только о христианах в американской среде, мне, тем не менее, кажется, что выводы одинаково актуальны для любого вероисповедания и любой страны: практикуя йогу, человек верующий не отвергает свою веру, а обогащает ее, поскольку йога для каждого практикующего имеет какое-то свое, индивидуальное значение. (Елена Саноцкая)
С тех пор как Альберт Молер, президент Южной баптисткой теологической семинарии, выступил против того, чтобы христиане занимались йогой, эта тема активно обсуждается в блогосфере.
Если вы еще не слышали этой истории, шумиха поднялась вокруг статьи на сайте Молера, в которой он заявил: «Христиане, практикующие йогу, либо не допускают реальности существования того, что утверждается учением о йоге, либо не видят противоречия между христианской верой и своей приверженностью к йоге».
В развитие темы Уолл-Стрит Джорнал обратились к читателям с вопросом, могут ли христиане практиковать йогу. В результате опроса выяснилось, что 71,8% респондентов ответили «да», и остальные 28,2% респондентов ответили отрицательно.
В своей статье от 30 декабря «Является ли йога формой индуизма? Является ли индуизм формой йоги?», авторитетный ученый Венди Донигер рассматривает актуальные вопросы, возникшие в связи с данной конфронтацией взглядов. В частности, она отмечает, что некоторые индуисты (представители Американского фонда индуизма – HAF) считают американскую йогу выходящей за рамки индуизма, тогда как другие, например, Альберт Молер, думают, что йога слишком тесно связана с индуизмом.
Оригинал тут >>
И, собственно, упомянутая статья Венди Донигер:
Является ли йога формой индуизма? Является ли индуизм формой йоги?
В последнее время многие СМИ посвящают свои материалы обсуждению этих вопросов. Некоторые американские индуисты высказывают мнение, что йога в Америке утратила свои индуистские черты, и даже предлагают «вернуть йогу назад» в индуизм (под таким девизом - Take Back Yoga – проходит кампания Американского фонда индуизма, HAF). Другие американцы не против возвращения йоги индуистам, поскольку считают, что йога слишком тесно связана с индуизмом, например, преподобный Альберт Молер-младший, президент Южной баптистской теологической семинарии, советует христианам, если они дорожат своей (христианской) душой, отказаться от йоги, так как «йога – это духовная практика, которая прямо противоречит духовным наставлениям Библии». Проблема, однако, не нова: в пародийной статье «Йога: религия для сексоголиков», опубликованной в 2003 году, изображен христианский священник, который на вопрос, могут ли христиане практиковать йогу, ответил: «Мы что, будем заново поднимать всю эту тему йоги? Я полагал, что учебный план нашей воскресной школы уже включает занятия, посвященные изучению тлетворного влияния всех восточных учений, в том числе йоги!»
Однако вопросы, возникающие в этой связи, не тривиальны. Действительно, является ли йога духовной практикой вообще и индуистской духовной практикой в частности? Значение слова «йога», «соединение», восходит к первоначальному значению «запрягать», например, лошадей в повозку или других упряжных животных в телегу или плуг (то есть санскритское слово и английское слово yoking с данным значением являются родственными). Хотя многие из тех, кто занимается йогой, среди которых не только индуисты, настаивают, что у истоков их практики – Упанишады (около 600 до н.э.) и сутры Патанджали (около 200 г. н.э.). В данных текстах слово «йога» означает духовную практику медитации и контроля над дыханием, «объединяющую» ощущения всех органов чувств, чтобы контролировать дух, а затем «присоединяющую» рассудочное восприятие, ум, чтобы достичь бессмертия.
Буддийские источники того же периода также упоминают о способах дисциплинировать ум и тело. И благодаря буддизму и, в равной степени, индуизму, словом «йога» вскоре стали обозначать любую ментальную и физическую практику подобного рода (аналогичные дисциплины возникли в Древней Греции и впоследствии развивались в христианстве: этой темой занимались и посвятили многие свои труды Пьер Адо и Мишель Фуко). Слово «йога» в данном общем значении, которое, например, используется в Бхагавадгите, несколько столетий спустя стали применять для обозначения каждого из трех различных религиозных течений (йога действия, йога медитации и созерцания, йога веры и поклонения). Но в этих текстах не содержится каких-либо упоминаний о физическом аспекте йоги: «позиции» или «позы», которые отличают современную йогу, разработаны гораздо позже. Часть создана на основе средневековых учений о Хатха-йоге, на основе Тантры. Большинство восходит к европейским традициям девятнадцатого века, таким, например, как шведская гимнастика, британский бодибилдинг, практика «Христианской науки» (религиозная организация и учение Christian Science) и Ассоциации молодых христиан (YMCA). А третью часть разработали уже в двадцатом веке Т. Кришнамачарья и Б.К.С. Айенгар в ответ на все «не-индийские» наслоения в йоге.
Очевидно, древняя индийская йога существует, но, в большинстве своем, не она заложена в основы того, что практикуется на занятиях йогой в наше время. Современная традиция йоги далека от Упанишад и Хатха-йоги. Йога двадцать первого века, которую практикуют большинство американцев, имеет много общего скорее с бегом трусцой, чем с медитацией мудреца. Люди хотят расслабиться после трудовых будней в офисах, укрепить мышцы брюшного пресса, а также снизить уровень холестерина и кровяное давление. Зачастую в их практику йоги входят не только релаксация и растяжка, но и регулярные процедуры колонотерапии, лечение от болей в спине, посещение косметических салонов. Без сомнения, при этом они придерживаются вегетарианской диеты с употреблением большого количества йогурта (который, с этимологической точки зрения, вовсе не имеет отношения к йоге), и, помимо всего этого, да, да, они обращаются к Богу.
В таком случае, для чего им йога – для ума или для тела? Практика йоги больше сходна с посещением церкви или все же с походом в спортзал? Это духовная практика или тренировки? На все эти вопросы можно ответить утвердительно. Да, для некоторых людей (будь они из Индии или из Америки) йога – это первое, для других – второе; тогда как для многих йога является и тем, и другим одновременно.
На своем сайте и в других публикациях преподобный Молер возражает против часто цитируемой учителями йоги «идеи, что тело является средством для достижения состояния соединенности с божественным началом». Он считает, что это имеет отношение к чему угодно, «только не к Христианству». Но йога – это «не только индуизм», как мы смогли убедиться, она богата европейскими (в том числе христианскими!) традициями. Несмотря на исторические свидетельства, однако, многие индуисты, например, представители Американского фонда индуизма, HAF, настаивают, что именно медитации йоги, а не храмовые обряды, поклонение изображениям богов или другие более заметные коллективные формы выражения религии, всегда составляли сущность индуизма и по-прежнему остаются частью их религии. Если христиане практикуют йогу, воспринимая ее просто как свод физических упражнений, они могут тем самым оскорбить чувства индуистов. Но их практика в этом случае не должна вызывать никаких нареканий со стороны преподобного Молера. И, напротив, если практикующие йогу христиане принимают философские аспекты йоги всерьез, такая практика должна приветствоваться сторонником экуменического движения, ратующим за единение церквей в международном масштабе, который, выражаясь яснее, является священнослужителем в мультикультурной среде.
Автор: Венди Донигер, заслуженный профессор Чикагского университета, в котором она возглавляет кафедру истории религий, носящую имя Мирчи Элиады. Опубликовала множество книг и статей, в том числе, переводы Ригведы и законов Ману (Дхарма шастра Ману), а также исправленный перевод Камасутры. Ее последняя монография «Индуизм: альтернативная история» издана Penguin в 2009 году.