Статьи

13.09.2014

Какими качествами обладает хороший преподаватель йоги

22 января 2013 года

Практикуя йогу почти десять лет, я повидала многих преподавателей йоги, даже не всех могу вспомнить. Были учителя, у которых я занималась, потому что мне это было удобно: близкое местоположение, подходящее расписание.

Встречались и такие учителя, которые преподавали йогу настолько хорошо, что я была готова вставать на рассвете в субботу, или платить в два раза больше, или тратить полдня, чтобы добраться до места, лишь бы побывать на их занятии. Есть такие преподаватели йоги, ради которых я могу пролететь полстраны, лишь бы у них поучиться. Они стоят того!

Недавно, после некоторого перерыва, я снова начала преподавать йогу и много думала о том, какими качествами обладает по-настоящему талантливый преподаватель йоги. Ведь большинство преподавателей понимает, как выстраивать позы йоги, как вести занятие, и как помогать ученикам входить в эти позы. Для меня же все определяет личность преподавателя, стиль преподавания, способность устанавливать отношения с учениками.

Я отметила для себя некоторые качества, которые отличают хороших преподавателей йоги. Надеюсь, что однажды я смогу присоединиться к этой когорте, развив в себе такие качества.

У них есть опыт реальной жизни: полноценной занятости на работе, подразумевающей подверженность стрессу целый день.

Они могут объяснить, как соотносится с реальной жизнью и как применить в реальной жизни то, что мы изучаем на коврике, тот опыт, который мы получаем, занимаясь йогой.

Они уверены в том, что знают многое, но достаточно скромны, чтобы, если это необходимо, сказать: «Я не знаю». И они не боятся того, что у них может не быть ответов на все вопросы.

Они дают совет, когда их об этом просят, при этом они не выходят за разумные пределы: уважают своих учеников, оставляют им пространство для понимания своего собственного пути.

Они осознают, что в этой жизни мы все чему-то учимся, и никогда не возносят себя на пьедестал.

Они обсуждают с учениками некоторые обстоятельства своей жизни, чтобы поддерживать общение, но рассмотрение их достижений никогда не станет целью проведения занятия.

Они помнят имена своих учеников. Они помнят, какие у кого из учеников были травмы. Помнят, какие позы трудно выполнять каждому ученику, а что относится к достижениям, дается им на занятиях легко и просто.

Они открыты для общения: ученики могут обратиться к ним и вне занятий.

Они спокойно признают свои ошибки.

Они рады любым вопросам, даже, и особенно, глупым!

Они не относятся слишком серьезно к самим себе. Они засмеются, если вдруг упадут, демонстрируя балансовую позу. Они учат нас смеяться над собой.

Что вам больше всего нравится в ваших преподавателях йоги?


Постоянный адрес статьи: http://blogs.yogajournal.com/goodlife/archives/2013/01/what-makes-a-good-teacher.html


5 признаков плохого преподавателя йоги

5 февраля 2013 года

Пару недель назад я написала о том, какие качества отличают по-настоящему талантливых преподавателей йоги от всех остальных. На этой неделе я опишу качества, которые не способствуют положительному восприятию преподавателя йоги.

Прежде чем приступить, я кое-что уточню: мы все люди, ничто человеческое нам не чуждо. И я верю, что большинство людей, как и большинство преподавателей йоги, имеют благие намерения. И у преподавателей йоги, как и у всех, могут быть неудачные дни. И даже знаменитые учителя когда-то начинали без какого-то опыта и отработанных навыков, только в стремлении найти себя, свой собственный стиль преподавания. Даже если ваш преподаватель йоги обладает парочкой характеристик из этого списка, это не значит, что он или она не может преподавать. Но все равно следует относиться к таким людям с повышенным вниманием, соблюдать осторожность на их занятиях.

Предлагаю вам список качеств, которыми преподавателю йоги желательно не обладать:

Преподаватель не уверен в себе. Когда я только окончила курс для преподавателей йоги, я сначала не понимала, что я делаю. Конечно, я многое знала, но я не ощущала себя достаточно знающим человеком. Я боялась, что скажу что-то не то, дам кому-нибудь неправильный ответ на вопрос, а еще больше боялась, что кто-то может вступить со мной в спор. Я уверена, что большинству учителей это знакомо на начальном этапе преподавания. И не все так плохо: это значит, что они хотят делать свою работу хорошо! Когда я отбросила попытки довести все до совершенства, перестала стремиться говорить и делать все идеально, а вместо этого начала уделять внимание тому, что ощущают на занятиях мои ученики, мои преподавательские навыки заметно улучшились.

Преподаватель знает все и вся. Другая крайность, которая, помимо неуверенности в себе, опасна для преподавателя йоги – это чрезмерная уверенность в себе и своих преподавательских способностях. Это качество довольно сложно заметить, особенно, новичкам. Но если после нескольких занятий преподаватель так ни разу не проявил личной скромности, то пора задаться вопросом о компетентности преподавателя. Вам стоит поставить ответы своего преподавателя под сомнение, если, какой бы вопрос вы ни задали, вы никогда не слышали в ответ: «Я не знаю». Никто не может знать все на свете. И тем, кто разделяет точку зрения, что кто-то может знать все и вся, значительно сложнее будет стремиться к получению новых знаний и расти. А ведь талантливые учителя никогда не прекращают учиться и развиваться…

Занятие этого преподавателя всецело посвящено рассмотрению его / ее достижений. Этот преподаватель больше говорит, чем слушает; кажется заинтересованным скорее в демонстрации своих собственных умений, развитых с помощью практики йоги, чем в выстраивании практики своих учеников. Такой преподаватель большую часть занятия тратит на то, чтобы похвастаться, у каких знаменитых великих учителей он или она учились. Или, возможно, такой преподаватель постоянно дает на занятии те позы, к которым группа еще не готова, чтобы потешить свое самолюбие и насладиться тем моментом, когда челюсти учеников упадут на пол при виде той или иной замысловатой позы, которую показывает такой преподаватель.

Преподаватель настаивает, чтобы ученики выполняли позу именно так, а не иначе, без объяснения причин. «Потому что я так сказал(а)» – это может быть приемлемым обоснованием тех или иных поступков родителей, воспитывающих своих детей. Но это объяснение совсем не подходит для преподавателя йоги. Не следует просить своих учеников сделать что-то, не имея достаточного на то основания. Преподаватель, если потребуется, должен уметь объяснять, потому ученикам предстоит выполнить ту или иную позу, последовательность, или технику.

Преподаватель всего лишь ведет занятие, а не учит тех, кто пришел заниматься. Очевидно, есть такие люди, которым важно посещать занятия йоги, выполнять позы, которые называет учитель, и помимо этого ни по какому поводу не контактировать с учителем и практикующими. Я полностью понимаю таких людей. Но даже те преподаватели, которые уделяют больше внимания полученному при практике опыту, чем выстраиванию позы, должны проявлять заботу о тех, кто пришел на занятие; дать им пищу для размышлений, то, над чем они смогут в дальнейшем работать, что приблизит их к более полному пониманию практики йоги.

А какие наиболее заметные ошибки совершают ваши преподаватели йоги?

Постоянный адрес статьи: http://blogs.yogajournal.com/goodlife/archives/2013/02/5-signs-of-a-bad-yoga-teacher.html

Автор статей: Эрика Родефер Уинтерс (Erica Rodefer Winters) – писательница, преподаватель йоги в городе Чарльстон (штат Южная Каролина, США); статьи опубликованы в ее блоге «Хорошая жизнь» (Good Life) на сайте YogaJournal.com. Перевод Е. Саноцкой. 


Возврат к списку