Статьи
Кем ты себя считаешь?
Салли Кемптон
Кем ты себя считаешь?
Пересмотри свой образ мыслей и типичное восприятие и открой для себя свободу быть собой, свое истинное «Я».
Лоран, преподаватель йоги из Лос-Анджелеса, как-то во время урока сделала выпад и повредила лодыжку. Поскольку Лоран придерживается принципа «практикуй, преодолевая боль», она даже не прервала занятие, чтобы оценить серьезность своей травмы. Когда же она добралась до врача, обнаружилось, что, чтобы восстановить подвижность лодыжки, необходим покой и что Лоран предстоит, как минимум, на месяц отказаться от занятий.
В результате Лоран пережила серьезный кризис самоопределения. С подросткового возраста благодаря своему крепкому спортивному телу Лоран имела высокую самооценку и сохраняла уверенность в себе, а во взрослой жизни доход Лоран зависит от того, в каком состоянии находится ее тело. Конечно, она может продолжать преподавать йогу и с травмированной лодыжкой, и эта травма даже позволит ей больше понимать свое тело, прийти к более осознанной практике. Однако, поскольку свое «я» она всегда связывала с физическим телом, его спортивностью, этот случай привел ее в совершенное замешательство. «Конечно, я понимаю, что мое «я» - это не только мое тело», - взволнованно поведала мне Лоран. Но этого понимания недостаточно, чтобы устранить возникшее вследствие этой травмы разочарование в себе и сомнение в собственных силах.
У Джорджа проблема иного свойства. Его жена сообщила, что встречается с другим мужчиной и предлагает перейти к свободным отношениям, не расторгая брак. Джордж шокирован этим предложением, просто потерял почву под ногами. Его занимают невеселые мысли, например: «Я не умею строить отношения» или «Я не достоин любви». По сути, его ощущения сходны с тем, что испытывает Лоран – та же потеря уверенности в себе. «Я и не знаю, кто я, раз уж человек, которого я люблю, не хочет быть со мной», - заявляет Джордж.
И Лоран, и Джордж перенесли удар по самолюбию, и, как сказал бы психолог, это потрясение, нарушив внешнюю целостность их самоощущения, обнажило чувства, зародившиеся, возможно, ещё в детстве. С точки зрения йоги, это ощущение несостоятельности на самом деле наводит каждого из них на серьезные размышления о том, кем же они себя считают, что они собой представляют.
Причиной страданий и Лоран, и Джорджа является не столько эта самая травма, не столько воспоминания, которые, вероятно, привели к разочарованию в себе, сколько неправильное понимание, или то, что в посвященных йоге текстах называют авидья. То есть, элементарное незнание, заблуждение относительно того, кто они есть на самом деле, и относительно скрывающейся за этим пониманием реальности, связующей всё во вселенной. В данной ситуации перед ними обоими открывается возможность признать, что они принципиально ошибочно воспринимают своё «я», и взглянуть на природу самоопределения, как такового, с другой стороны. Когда ваш внутренний мир рушится на части, мы не только получаем массу впечатлений, наблюдая за процессом психологического распада, но также нам предоставляется отличный шанс узнать первопричину возникновения этой проблемы, чтобы попытаться все исправить, устранив ее.
На санскрите слово «видья» означает «мудрость, знание»: мудрость, пришедшая с опытом и заслуженно полученная человеком в результате практики. Префикс «а-» указывает на отрицание или отсутствие. С точки зрения йоги, авидья выходит далеко за рамки обычного незнания или заблуждения. Авидья – это слепое неприятие реальности. Суть того незнания, которое мы подразумеваем под понятием «авидья», составляет не отсутствие информации, а неспособность человека почувствовать на собственном опыте тесную взаимосвязь с другими людьми, истоками всего сущего, своим истинным «Я». Авидья – многослойное и многоуровневое понятие, которое оказывает разноплановое воздействие. Мы видим, как оно красной нитью проходит сквозь каждый аспект нашей жизни: стратегия выживания, наши взаимоотношения друг с другом, наши культурные предрассудки, наши стремления и страхи. Все виды неясности ума и запутанных суждений являются формой авидьи. За каждым проявлением авидьи скрывается неспособность признать, что, по своей сути, человеческое «я» – это дух в единении с каждым атомом вселенной.
Типичным примером авидьи в действии является привычка человека считать, что люди должны относиться к вам лучше, чем к другим, или, например, авидья проявляется, когда человеку требуется одобрение другого, чтобы чувствовать уверенность в себе. Вы можете «знать», что на самом деле это неправильно: ведь зачастую люди не заботятся о благополучии других и действуют без оглядки на чье-либо мнение, хотя при этом их самооценка во многом зависит от того, что о них думают другие. Это немного похоже на то, как если бы мы целенаправленно шли в магазин одежды, чтобы купить овощи. Если кто-то укажет вам, что именно вы сами ответственны за свое внутреннее состояние, вы, конечно, подумаете, что знаете об этом. Интеллектуальное знание само по себе не означает, что мы в связи с этим изменим свои чувства или поведение. Благодаря такому знанию мы не перестанем льстить или манипулировать своими друзьями, спутниками жизни или детьми, чтобы заставить их действовать так, как нам необходимо или в соответствии с нашими ожиданиями. Возможно, вы ждете от любимого человека постоянных заверений в любви или испытываете потребность быть кому-либо нужным. Сам по себе факт, что мы знаем и понимаем что-либо умом, не подразумевает, что у нас появится практическая возможность как-то помочь себе измениться. Чтобы знание можно было считать видья, истинной мудростью, нам следует принять его изнутри, на интуитивном уровне. Пока вы так не сделаете, вы будете страдать от авидьи в своих отношениях, со всеми вытекающими отсюда неудобствами и болью. То же относится и ко всем другим видами авидьи.
НЕ СОВСЕМ ПОВЕРХНОСТНЫЙ ВЗГЛЯД
Йога-сутра II.5 Патанджали дает нам четыре подсказки, как распознать, что мы впали в авидью. Каждая подсказка указывает на определенную манеру поверхностного восприятия реальности, характерного для человека. Подсказка предупреждает нас о необходимости глубже понимать все происходящее с нами – стараться узнать больше, чем предлагают нам физические ощущения, культурные предубеждения или эгоистические установки. Сутра утверждает: «Авидья – это значит ошибочно принимать непостоянное за вечное, грязное за чистое, а печаль за счастье и «не-я» за истинное «я».
Внимательно изучая эту сутру, мы можем поразмышлять об иллюзорности восприятия. Окинув взглядом историю человечества, мы обнаружим, что каждый шаг в культурном развитии и научном прогрессе осуществлялся благодаря тому, что некто подвергал сомнению все, в чем были убеждены предки или что принимали как само собой разумеющееся. Возьмем хотя бы убеждение, что Земля находится в центре Солнечной системы, а вещество может быть только твердым. Главная цель этой сутры поставить под сомнение наши убеждения относительно самоидентификации. Хотя в то же время она предлагает возможность рассмотреть все множество наших обыденных заблуждений.
Заметьте, что определение авидьи, данное Патанджали, охватывает «незнание» на всех уровнях. Выдавать все преходящее за нетленное? Это же житейские ситуации отрицания реальности, например, когда люди уверены, что они смогут пользоваться ископаемыми видами топлива до бесконечности. Или что они спокойно могут заниматься бегом по асфальтовой дороге и не повредят при этом суставы или межпозвонковые диски. В этой сутре просматриваются наши надежды, что романтическая страсть будет длиться вечно, или что любовь другого человека дает нам ощущение безопасности. Если копнуть глубже, это то, что не позволяет нам увидеть, что наше представление о самих себе, своей личности, своем «я» отнюдь не является неизменным и постоянным, что «я», как и наше тело, - это постоянно меняющаяся конфигурация атомов. Так и наше внутреннее восприятие самих себя состоит из мыслей о том, кто мы есть. Как в выражениях: «Я симпатичный» или «Я в замешательстве». Таких ощущений, например, как счастье или неугомонность, а также определенных настроений, например, депрессия или оптимизм, все из которых вполне могут измениться.
Принимать грязное за чистое? К этому можно отнести наше ошибочное предположение, что бутилированная вода чиста. Или же наши неосознанные психологические установки, например, надежда, что если мы будем вегетарианцами или буддистами или йогами, то это спасет нас от неизбежных тягот жизни. Но если взглянуть на эту сутру глубже, то становится понятно, что речь идет о таком незнании, которое заставляет вас ошибочно принимать такое преходящее состояние – комплекс мыслей и эмоций, а также телесных ощущений – за чистое осознание того, что такое наше истинное «Я».
Принимать печать за счастье? Такое неправильное восприятие сопровождает нас с самого начала нашей жизни: с тех пор, как в детстве мы желали получить игрушку, считая, что тогда мы станем самыми счастливыми на свете, и, получив ее, вскоре разочаровывались, переставали ею играть. Настоящая радость – естественный восторг, который внезапно появляется внутри нас. Восторг от жизни как таковой. Не от хорошо проведенного времени на свидании, не от интенсивной практики на занятии йогой, не от вкусного обеда, - все это не может вызвать истинную радость. Этот тип счастья, проявление которого зависит от еще чего-либо, даже если это нечто едва уловимое, на тонком уровне, например, сеанс медитации, ведь оно все равно всегда заканчивается. И когда это происходит, в результате мы ощущаем пустоту внутри.
Принимать ложное «я» за истинное «я»? Это квинтэссенция, сердцевина понятия, вокруг которой формируется вся структура авидьи. И это такая самоидентификация посредством ассоциирования себя со своим телом, меняющимся настроением, мыслями о себе, при которой мы не признаем, что внутри вас есть нечто неизменное, полное радости и осознанности. То есть, такая же, как и Лоран, многогранная, блестящая, полная любви личность, начинает ощущать разочарование, словно ее жизнь рушится у нее на глазах – и только потому, что из-за порванной связки она теперь временно не может практиковать Позу Воина II.
СИГНАЛ К ДЕЙСТВИЮ
Рассмотренные вместе, все оттенки авидьи заставляют вас жить в состоянии своего рода транса – осознавая только то, что на поверхности. Вы словно не способны увидеть ту реальность, которая скрывается за этим поверхностным пониманием. Но поскольку состояние транса каждого человека опирается исключительно на культурные стереотипы и восприятие, характерные для конкретного окружения этого человека, большинству из нас порой трудно даже признать существование этой своеобразной завесы авидьи. Полностью распознать и устранить авидью – глубинная цель йоги, для достижения которой требуется радикальное изменение самосознания. Хорошая новость состоит в том, что само осознание, что вы пребываете в состоянии транса – уже начало пробуждения от этого сна. И вы можете освободить себя от самых очевидных проявлений авидьи, только лишь выразив готовность сомневаться, настолько ли обоснованы ваши идеи или ощущения относительно того, кто вы есть на самом деле.
Авидья заставляет вас поверить, что ваши мысли и представления о тех или иных вещах и обозначают то, чем они в действительности являются. Вы сможете избавиться от этого ошибочного восприятия благодаря нехитрому ментальному упражнению. Сначала просто понаблюдайте, что обыкновенно сообщает вам ваш ум, и задайтесь вопросом, соответствует ли это действительности. Затем, шагните дальше, отметьте для себя, как на основе ваших ощущений формируются мысли, и как мысли порождают те или иные ощущения. И вы осознаете, что реальность, которую они конструируют для вас, является именно тем, что они создали: конструктом, обобщенным образом!
Одним из самых удобных моментов для обнаружения собственной авидьи является утро: как только вы проснетесь, постарайтесь прислушаться к первым сознательным ощущениям. Затем, понаблюдайте, куда они вас заведут. Несколько дней назад утром я проснулась с ощущением одиночества и легкой печали. Для меня это не характерно, поэтому и привлекло мое внимание. Перед тем как полностью проснуться, открыть глаза и взглянуть на серое небо (у нас в Калифорнии на той неделе стояли утренние туманы), я уже загрустила, и энергия в моем теле начала затухать. За секунду возникли негативные чувства («мне грустно»), в итоге и мой внутренний мир превратился в унылый серый ландшафт. Это автоматический процесс. В йоге он получил название ахамкара, или «делатель «Я» - механическая тенденция создавать «Я» из отдельных компонентов внутреннего опыта. Внутренний диалог идет примерно в таком ключе: «Ну вот, еще один пасмурный день. Серое небо вгоняет меня в тоску. Мне нужно выбираться из этого климата. Нет, я не должна винить во всем погоду. Это все из-за меня. У меня это от семьи, генетически передалось. Сплошная безнадега!». Еще до того, как выбраться из постели, я забраковала весь предстоящий день.
Всепроникающий поток мыслей и укоренившаяся привычка определять всё в соответствии с мысленными образами заставляют нас прилагать усилия, чтобы осознать, что именно происходит в подобные моменты. Но если присмотреться, вы обнаружите, что механизмы отождествления и самоопределения действуют на автопилоте. Настроение, все мысли, даже ваше восприятие своего «я» представляют собой замкнутую систему, цикличны, словно бегущая строка на телевидении: как и информация в бегущей строке, всё повторяется по циклу и, очевидно, просто проходит перед вашими глазами. Сама проблема – проявление авидьи – результат того, что вы принимаете одно за другое. Не «что-то тут скучно», а «мне скучно». Вы не думаете: «Какая отличная идея!». Вместо этого вы думаете: «Какой же я умный». Вспомните, что такое авидья. Это «ошибочно принимать непостоянное за вечное, грязное за чистое, а печаль за счастье и «не-я» за истинное «я». В рамках вашей внутренней вселенной, это означает: по привычке принимать какую-либо идею или чувство за свое «я» или проявление своего «я». Затем вы судите о себе, как о плохом или хорошем, нечистом или чистом, счастливом или несчастном человеке.
Но ни одно из этих чувств, ощущений не является вашим «я». Чувства просто возникают и проходят. Правда, они могут глубоко укорениться, ведь вы отождествляете себя уже многие годы то с тем, то с другим. Тем не менее, отождествлять себя с этими печальными мыслями, насколько же глупо, сколь было бы глупо актеру, который играет Юлия Цезаря, заканчивая спектакль, не выйти из образа, а продолжать отдавать приказания рабочим сцены, как если бы они были его солдаты. Но мы-то так постоянно поступаем.
Тем утром я не забыла поработать над своими ощущениями (что я, может, и не стала бы делать, если б проснулась с хорошим настроением). Я закрыла глаза и стала наполнять дыханием низ живота, наблюдая за приятным ощущением, возникающим внутри меня благодаря дыханию. Я напомнила себе, что я не есть мои мысли. Я также отметила, как моя грусть окрасила все вокруг в серо-голубые тона, как если бы я смотрела на мир сквозь очки с затемненными стеклами соответствующего цвета. Моя подруга отклонила звонок и не перезвонила мне, и это выглядело так, будто она не желает со мной разговаривать (а она всего лишь торопилась закончить какую-то свою работу в срок, была очень занята). Мне даже казалось, что ветви дуба, который виднелся из окна, поникли (хотя, будучи в другом настроении, я, может, заметила бы, что листки на них тянутся к небу).
И вот выглянуло солнце. Буквально за секунду рассеялась моя грусть. И теперь уже механизм самоопределения занимался выработкой мыслей: «Я счастлива! Это просто была реакция на погоду. Все в порядке. Я умею радоваться! Моя практика помогла мне!». На самом же деле, мой ум был вовлечен в тот же процесс – обнаружил новое настроение, определил и «описал» его как хорошее, а затем отождествил меня со «счастливым человеком». Чтобы освободиться от авидьи мне следовало перестать отождествлять себя и с хорошим, а не только с плохим настроением.
Здесь мы видим еще один пример неправильного восприятия – принимать «не-я» (свое настроение) за «я», что неотвратимо приведет к возникновению чувства неприятия («Я терпеть не могу, когда у меня плохое настроение») или чувства привязанности («Я чувствую себя намного лучше, когда светит солнце»). И эти чувства порождают страх. В данном случае – страх, что печаль станет постоянной, или что я ограничена своей генетической предрасположенностью, или же что мне следует поменять место жительства.
ПРИПОДНИМАЕМ ЗАВЕСУ
Разоблачение авидьи – это многоуровневый процесс, и поэтому одного такого прорыва к осознанности недостаточно. Поскольку разные типы практики позволяют разобрать различные аспекты авидьи, индийская традиция предписывает разные типы йоги для разоблачения каждого из них: преданная практика для устранения неведения сердца, самоотверженный труд для преодоления привязанности к получению желаемых результатов, медитация для успокоения блуждающего ума. Хорошая новость в том, что независимо от того, какой уровень вы выберете для проработки, разница все равно будет ощутима.
Освобождая себя от части проявлений вашей авидьи, вы увеличиваете свою способность к осознанности или сохранению присутствия в многообещающий период своей жизни или в затруднительной ситуации. Вы можете поступать множеством различных способов.
Например, вы можете увеличить осознанность в отношении своей связанности со всеми существами, в отношении своей ответственности за планету, начав ощущать энергию всего живого, в ветре, воде, деревьях. Вы можете больше узнать о связанности со всеми другими, став внимательным слушателем, практикуя доброту. Вы можете переносить свое внимание в сердечный центр, стараясь прислушиваться к другим из глубины своего «я». Вы можете повысить самосознание, стараясь узнать и заполнить свои пробелы, замечая свои эмоции и отслеживая, как ваше тело реагирует на определенные эмоции.
ПОЛЮБИТЕ СВОЕ «Я»
Медитации, позволяющие нам прислушаться к бытию как таковому, помогут нам начать избавляться от заблуждений, которые заставляют нас отождествлять свое «я» с телом, личностью или идеями. Ежедневно, каждый момент вы сжигаете несколько слоев своей авидьи, каждый раз когда вы переносите свое сознание во внутренний центр и размышляете над значением того или иного вашего ментального или телесного ощущения на тонком уровне.
Это не только духовные практики. Это и практические методики работы над собой, самоусовершенствования. Когда Джордж задался вопросом, неужели правда, что измена его жены может разрушить его восприятие самого себя, своего «Я», у него появилась возможность понять, что выбор его жены не имеет отношения к тому, кем является он, Джордж. Это его несколько успокоило, позволило собраться с силами, чтобы продолжать жить. Заметив, в каком участке его тела «засела» эта печаль и неуверенность в себе, он смог прочувствовать те ощущения, которые возникают в нем в связи с этой печалью. Так он может прийти к идее рассмотрения первопричины того чувства, которое стоит за страхом и потерей уверенности в себе. Возможно, Джорджу удастся уловить свое затаенное чувство, что-то вроде: «Я не достоин любви». И он сможет осознать, что это чувство возникло давно, еще в его детстве, и совсем не связано с нынешней ситуацией. Затем Джордж поработает над своими негативными ощущениями, может быть, с помощью дыхания, с выдохом избавляясь от этих ощущений. Или же применит другую практику: поменяет это болезненное ощущение на какую-нибудь позитивную мысль. И понаблюдает, как обе практики отражаются на его настроении. В общем, любая примененная им практика самопознания подержит его в непростой семейной ситуации, прояснит его ум, чтобы он смог спокойно решить, как отреагировать на просьбу его жены перейти на другой уровень отношений.
Авидья – это глубинная привычка сознания, но эту привычку вполне можно изменить. Создав такое намерение, практикуя, призывая на помощь все силы вселенной. В любой момент, когда мы ставим под сомнения наши предположения о реальности, мы можем приподнять завесу авидьи. Сутра Патанджали, посвященная авидье, является не столько описанием проблемы заблуждения. Она дает ключ к решению этой проблемы. Когда мы отстранимся, и посмотрим свежим взглядом на то, что кажется нам вечным или постоянным, мы начнём осознавать дивный поток – нашу жизнь. Когда мы спрашиваем: «Откуда на самом деле появляется счастье?», мы обращаем внимание не только на внешний источник этого ощущения. Мы настолько расширяем охват, что в поле нашего зрения попадает и собственно чувство счастья. В момент, когда мы захотим узнать, чем отличаются наше ложное и истинное «я», мы получаем шанс полностью снять завесу авидьи и показать себе, что я – это не только то, что я делаю, или не только то, кем я себя считаю, а некто куда ярче, лучше и свободнее.
Перевод с англ. Елены Саноцкой